Интервью с Виктором Немчуком, владельцем сайта по недвижимости dom2.by

     Сегодня мы беседуем еще с одним стартапером Виктором Немчуком, с которым Вы хорошо знакомы по Минскому Startup Weekend-у и стартап-школе.
     Краткая информация о Викторе Немчуке: IT предприниматель, владелец нескольких сайтов в области финансов и недвижимости. Недавно запустил обновленную версию своего сайта по недвижимости dom2.by



Почему Вы решили создать сайт по аренде недвижимости, а не, например, социальную сеть?
     Нужно делать то, в чем ты являешься специалистом, имеешь тысячи часов опыта, и понимаешь, как ты можешь решить проблему пользователя. Так сложилось, что почти вся моя трудовая деятельность была связана именно с недвижимостью, я хорошо знаю систему изнутри.
     Также мне нравится интернет - первый, тогда еще корпоративный сайт, компании, в которой я вырос как менеджер и специалист, я сделал в первой половине двухтысячных. Уже тогда я для себя понял, что интернет дает очень важное преимущество, он дает то, чего не может дать ни одна другая работа - эффект "рычага" и отсутствие границ.

Как вы пришли в бизнес?
     В один прекрасный момент я понял, что эфемерная "постоянная работа" - это путь для людей, живущих одним днем, не способных смотреть далеко вперед. Заканчивается он у всех одинаково - сейчас ты молод и с уверенностью смотришь вперед, у тебя стабильная работа, зарплата раз в месяц, подработки всякие, ты раз в год (как правило летом, в самое дорогое время) ездишь на моря и удивляешься тому, что по заграницам слышишь только русскую речь. К сорока приходит понимание того, что что-то не так, путь ведет не туда, о чем мечтал в молодости. Но уже немного поздно: семья, дети, оправдания... А завтра пенсия, ежедневные, как на работу, походы в поликлинику, очереди за социальным молоком, или ковыряние на даче летом с утра до вечера.

     Поняв это в 24 года, я собрал все свои сбережения и стал искать то, что даст мне свободу. Этой свободой стала финансовая сфера и интернет. Свой первый личный сайт я сделал в 2006-2007 году, как хобби в свободное от основного занятия время. График тогда был очень напряженным - 12-14 часов работы за компьютером, час на поесть, полтора часа на 10-ти километровую пробежку, остальное на сон. Через год я заработал с сайта свои первые 160 долларов в месяц, потом 500, 1000, и далее по возрастающей. За эти годы я искал и пытался построить альтернативный бизнес в сети, диверсифицироваться, делал и ошибался.
Именно в сайте по недвижимости соединился накопленный опыт, возможности и интерес к интернету.

dom2.by
     Первая версия dom2.by была запущена летом 2010 года. Стартапом его трудно назвать, скорее это была доска объявлений, калька с существующих проектов. Достаточно быстро, благодаря отличному SEO-продвижению наших специалистов, в течение года, сайт стал заметен и посещаем, сначала 1000, сейчас чуть более 3000 посетителей в сутки, постоянные платные клиенты в некоторых нишах (квартиры на сутки).



     Даже обладая определенными знаниями, невозможно все сделать сразу правильно. На ходу, по мере развития проекта, проявляются недостатки архитектуры и степень кривизны рук программистов. Когда к тебе ходит 500 человек, все хорошо, когда 1500 - все начинает меняться, и в какой-то момент понимаешь, что заплатками уже ничего не решить, развиваться дальше невозможно. Есть еще очень важный подводный камень - программисты. Этот подводный камень (наряду с переоценкой своих возможностей и ошибками в понимании специфики рынка) погубил за это время многих моих конкурентов. Фрилансер делает так, абы работало сейчас, а дальше трава не расти, следующий фрилансер вынужден или отказаться сразу, или неделями разбираться, что же здесь нагородили до него, программист в штате не может обладать всеми компетенциями, необходимыми для работы с большим проектом. Много программистов в штате - это кратное увеличение и так немаленьких затрат. При ориентации только на местный рынок эти затраты не окупятся.

     Год назад мной было принято решение начать все сначала. Написать новый сайт, учитывающий все требования к современному высоконагруженному приложению, и имеющему возможности к масштабированию, способному держать нагрузку в десятки тысяч пользователей. Поиск команды, способной выполнить задуманное, занял почти полгода. Ценники на подобные проекты имеют в своем составе цифры с четырьмя нолями, и часто ты платишь не столько за программирование, а в большей части за "понты" в виде крутого офиса исполнителя в центре города, и прочие чужие удобства.



У Вас много конкурентов. В чем ваше отличие/преимущество перед ними?
     Конкурент - это временное понятие; если нет четкой стратегии и движения вперед, вчерашний лидер, позиции которого казались вечными, перестает быть таким. Так было, например, с основателем рынка классифайдов (сайтов бесплатных объявлений) - "Из рук в руки". Они придумали, как зарабатывать на объявлениях в сети и успокоились, купаясь в славе. До тех пор, пока не пришли проекты новой волны (slando.ru, avito.ru, olx.ru) и не отобрали все. Сландо относительно недавно продали стратегическому инвестору за 29 миллионов долларов, Авито на днях закрыл очередной раунд финансирования на 75 млн. А где бывший лидер?...

Почему Вы сконцентрировались на Белорусском рынке?
     Белорусский рынок - это только первая ступенька. Совсем недавно мы запустили упрощенную версию сайта, только основной функционал. В этом месяце будут решены все технические проблемы, связанные с запуском, далее - открытие российской и украинской версии. Ну а после - работы по внедрению всего того, что сделает сайт самым удобным и посещаемым проектом по недвижимости.

Что составляет основу денежного потока вашего сайта?
     Денежный поток состоит из 5-6 различных составляющих. Из наиболее понятных рядовому обывателю - микроплатежи, связанные с поднятием, выделением объявлений в результатах поиска, размещение в платных разделах (квартиры на сутки), онлайн бронирование квартир на сутки, некоторые другие вещи, являющиеся нашими ноу-хау.

Кто входит в Вашу команду?
     Если не считать технических специалистов, то сейчас нас трое - я как руководитель проекта, моя жена как менеджер по работе с клиентами, и профессиональный журналист. Со стороны IT компании - 2 высококлассных программиста, верстальщик, дизайнер, менеджер проекта, еще несколько специалистов.

Нужны ли Вам инвестиции?
     Рано или поздно наступает момент, когда нужно ускориться. Такой момент для этого проекта уже на подходе.

Почему Вы решили изменить дизайн сайта? По-моему, до этого было тоже классно.
     Возможно, справа и слева на главной странице сейчас несколько пустовато. Но это временно, там зарезервировано место для многих классных вещей.

Традиционный вопрос: что Вы можете порекомендовать стартаперам?
     Ошибаться, ошибаться и ошибаться. И каждый раз, падая, вставать. Тогда все получится.

dom2.by


Вернуться на главную страницу...